Поэтапный процесс маркетингового исследования

Процесс маркетингового исследования – задача не из самых лёгких, и решать её можно только с максимально организованным и ответственным подходом к делу. Для этого требуется чётко осознавать все этапы данного процесса и действовать, обязательно, в соответствии с ними.

В общем, для того, чтобы продемонстрировать наглядно все этапы проведения маркетинговых исследований, можно представить всю ситуацию в виде графической схемы:

Процесс маркетинговых исследований.

Глядя на эту схему, можно понять, что все этапы в проведении маркетингового исследования подразделяют условно на три важнейшие группы: установление проблемы и формирование целей, создание плана и, конечно же, реализация исследования. Итак, давайте рассмотрим более подробно все этапы процесса по отдельности.

1-й этап. Выявление симптомов проблемы

Симптом – вообще, это какое-либо происшествие или состояние, демонстрирующее, что у  предприятия есть проблемы. Обычно, симптомы показывают себя в работе самого предприятия, объёме продаж, ситуации на рынке и т.п. И только выделив симптом, можно осознать, что у компании существует проблема, либо же, установить, что её нет, потому есть важность в беспрерывном мониторинге внешней и внутренней сред, например, с помощью МИС — маркетинговой информационной системы предприятия.

2-й этап. Установление маркетинговой проблемы

Данный этап, пожалуй, является самым важным во всём процессе маркетингового исследования, потому что решить проблему можно только в том случае, когда она чётко определена и сформулирована должным образом. Как говорится в народной мудрости, правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа. Следует очень тщательно подойти к выполнению этого шага, так как ошибка здесь сделает безуспешным весь дальнейший процесс.

3-й этап. Формирование цели маркетингового исследования

Обычно цель определяют уже в процессе постановки проблемы, потому сама постановка задачи не вызывать сложностей не должна. Цель почти всегда будет такой: найти причины появления проблемы и исследовать все известные варианты её разрешения и предотвращения таких ситуаций в перспективе. Также нужно понимать, что конкретно в соответствии с целью будут создаваться заключения, потому нельзя оставаться легкомысленным и на данном шаге.

4-й этап. Выяснение вида требуемой маркетинговой информации

Этот шаг маркетологи и прочие заинтересованные лица выносят свой вердикт. Какие конкретно данные понадобятся для разрешения проблемы. Требуется ли первоначальная информация, или можно, в принципе, обойтись вторичной? Нужно исследовать поведение стратегии конкурентов или потребителей? Все эти и множество других похожих по виду и форме вопросов изучают конкретно на данном этапе. Кроме видов и типов, данный этап также подразумевает выделение возможных источников получения  информации для маркетинга.

5-й этап. Подбор методов изучения

Процесс маркетингового исследования.

После того, как эксперты начинают осознавать, какая конкретно информация им требуется и из каких источников она, возможно, добывается, они выбирают самый приемлемый метод для сбора этой информации. Какие исследования должны проводить? Опрос или фокус-группа? Hall-test или глубинное интервью? Выбор происходит с ориентацией на тип требуемых данных.

6-й этап. Составление материалов для изучения

На данном шаге проводится создание анкет, определение возможностей шкалирования, формируются вопросы для респондентов и т.п. Данный этап — один из самых трудоёмких и тяжёлых в исполнении, но без него обойтись нельзя.

7-й этап. Определение выборки исследования

Выборку определяют исходя из компании, которая проводит маркетинговое исследование, с учётом списка обстоятельств: выборка должна, в любом случае, быть качественной и с высокой степенью гарантии давать представление о совокупности. Некачественно сделанная выборка грозит целому процессу исследования полным провалом.

8-й этап. Процесс сбора информации для маркетинга

На данном этапе маркетологи отбирают всю необходимую информацию определённого типа и вида из известных источников заранее подобранными методами. Сбор данных может проходить и в кабинетных, и в “полевых” условиях, в зависимости от целей и требований задачи, которая ставилась для решения проблемы.

9-й этап. Анализ полученных данных

Пришло время подсчитать информацию, её систематизировать и сформировать закономерности, проявляющиеся в процессе исследования. Чтобы качественно проанализировать информацию, собранную маркетингом, можно использовать как компьютерные, так и старые методы вручную. НО, об этом мы расскажем вам в следующих статьях.

10-й этап. Формирование результатов и выводов

И вот, последний, завершающий этап. Это явление есть ни что иное, как результат всех предыдущих шагов, для чего были выполнено всё, что описывалось до этого. Именно на данном этапе решают, как компания может решить свою проблему. После того, как будут предоставлены выводы о проведении процесса исследований, вся документация передаётся лицам, принимающим решения.

Комментировать